english
russian
Вверх
Карта сайта
Версия для печати
Страница в формате PDF
Расширенный поиск
РУССКИЙ ГАСТРОНОМ
архив
Главная
/
прессДОЗОР
/
Русский гастроном
Декабрь
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
Подписка на
РУССКИЙ ГАСТРОНОМ:
№ 1
17.12.2008
И вновь о вкусной ИЛИ здоровой пище
Почти 90% продуктов питания для детей во всем мире имеют низкое качество и содержат слишком много сахара, жира и натрия. К такому выводу пришли ученые канадского университета Калгари. В России ситуация еще хуже

Канадские ученые исследовали состав 367 видов детского питания из 50 тысяч магазинов по всему миру. Лишь 11% продуктов питания для детей соответствуют международным критериям качества. Согласно им продукты для детей не должны содержать искусственных ароматизаторов и красителей, не более 35% калорий продукта могут приходиться на сахар и жиры, а количество соли должно варьироваться от 230 до 770 мг в зависимости от вида продукта. Однако в 70% проверенных продуктов обнаружили превышение содержания сахара, почти в 23% - недопустимо высокое количество жиров, а в 17% - солей.

По мнению диетолога Александра Снегового, в рационе российских детей тоже изобилуют жиры, углеводы, сахар, а витаминов, минеральных веществ и микроэлементов недостаточно. Такое питание неизменно приводит к нарушению пищеварения, ожирению, диабету, нарушению давления и даже сердечно-сосудистым заболеваниям. Им подвержены 35% детей в Канаде, Соединенных Штатах и Европе. В нашей стране 90% школьников имеют проблемы со здоровьем, а каждый второй страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

"В России ситуация еще хуже. На наших прилавках представлены продукты для детей тех же производителей, что и на Западе, - рассказал председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - Но так как покупательная способность у нас ниже, то и продукты поставляются более дешевые, не самого высокого качества, с большим содержанием различных консервантов, подсластителей, ароматизаторов".

Отечественные же производители в большинстве своем соревнуются не в качестве, а в рекламе и яркости упаковки.

Упаковка - отдельная проблема детского питания. На ней нет необходимой информации, а та, что есть, часто недостоверна. Так, по данным ученых университета Калгари, информация на этикетках 62% продуктов о содержании как полезных, так и вредных веществ не соответствовала действительности.

"Производители водят родителей за нос, - уверен Аншаков. - На упаковках часто либо указывают минимум информации, либо занижают показатели калорийности, не указывают уровень содержания соли, а вместо названий консервантов и разных улучшителей вкуса используют профессиональные термины и сокращения, например, Е или глутамат натрия. Чтобы понять, вредно это или полезно, мамочка должна пройти специальное обучение, перед тем как купить еду ребенку".

Многие производители также используют в рекламе совсем не детских продуктов образы, эмоционально близкие детям, убеждая тем самым их и родителей, что продукты подходят для подрастающего поколения. Особенно популярны и эффективны мультипликационные герои. Кроме того, специалисты указывают на еще одну хитрость со стороны производителей. Канадские врачи приводят в пример надпись на упаковке шоколадно-арахисового масла, которая уверяла, что оно является "источником шести важных витаминов", и пиццу, которая стала "источником кальция".

"На ТВ в последнее время очень часто рекламируют йогурты и пакетированные соки, которые благодаря уникальному содержанию кальция и других полезных веществ якобы способствуют небывалому росту и здоровью ребенка, - рассказывает Аншаков. - На самом деле это всего лишь маркетинговый ход. Ничего подобного там нет, и не может быть - это продукты, а не лекарства".

Обманывают и продавцы, меняя наклейки со сроком годности. Чаще всего их переклеивают на кондитерских изделиях, не имеющих заводской упаковки с выбитым сроком годности, например на тортах, пирожных, булочках, которые так любят дети.

Кроме того, правильность рациона ребенка зависит от культуры питания в семье. А в России она просто отсутствует, уверен вице-президент Ассоциации детских аллергологов и иммунологов России Юрий Смолкин.

Сегодня, по данным исследовательской компании COMCON, 81% детей четырех-шести лет активно потребляют чипсы, 78% регулярно едят шоколадные батончики, 71% - различные сухарики, 66% пьют газировку. Врачи же советуют исключить эти продукты из детского рациона, заменив их на ежедневный стакан молока или творог, а также фрукты и овощи.

По данным социологов из "Левада-центра", в рационе российских граждан по-прежнему преобладают супы, овощные блюда и молочные продукты. А вот такие "деликатесы", как рыба, фрукты и соки, на столах россиян встречаются крайне редко. Как отмечают специалисты, дело тут не только в стесненности средств, но и в низкой культуре питания

Результаты последнего исследования "Левада-Центра" показали: практически ежедневно едят различные супы 67% россиян, овощные блюда - 54%, молочные продукты - 49%. Рыбу регулярно потребляют всего 4%, а соки, фрукты и мюсли - лишь 3% опрошенных. Различия в рационе зависят от пола и возраста. "Почти каждый день" мясо едят 38% мужчин и лишь 26% женщин, примерно такое же гендерное отношение сложилось и к колбасе. Зато дамы чаще потребляют молочные продукты (53% против 44%), овощные блюда, фрукты и ягоды (58% против 48%).

Молодежь практически ежедневно ест колбасные изделия, а вот граждане старшего возраста к подобным продуктам относятся воздержанно (21%). Специалисты связывают это с относительно более низким достатком людей пенсионного возраста, а также с тем, что среди пожилых россиян существенно больше женщин, чем мужчин, что и придает этой возрастной группе "женские" характеристики. Завтрак среднего россиянина обычно состоит из чая (70%) с бутербродами (64%). Тем не менее, более трети наших женщин готовят себе утром еще и кашу (среди мужчин - лишь каждый пятый). Вместе с тем, чем старше люди, тем охотнее они начинают день именно с каши.

Доля расходов на питание, по данным социологов, в наших семейных бюджетах сократилась. В 1991 году на еду две трети всех заработков и более уходило у 70% населения, в 2001 году таких насчитывалось около 80%, а в этом году - лишь 37%. Тем не менее, тратить на продукты менее половины семейного бюджета и сегодня могут себе позволить только 18% россиян.

Директор Института питания РАМН Виктор Тутельян, комментируя результаты исследования, рассказал, что рацион действительно ограничен у малоимущих россиян, прежде всего у пенсионеров. Остальные, по его мнению, могли бы питаться гораздо лучше, но им не хватает в первую очередь потребительской культуры. Поэтому, утверждает эксперт, мы по-прежнему мало едим, в частности, фруктов и овощей. По подсчетам ученого, средний россиянин ежедневно потребляет не более 300 г овощей при необходимой норме в 600 г. Для большинства, утверждает он, эта "норма" существенно не меняется даже в сезон, когда плодоовощная продукция становится гораздо дешевле. "Зато на фоне нехватки витаминов мы часто наедаемся сладким", - отмечает г-н Тутельян. Особенно его тревожат подрастающие сладкоежки, которые идут за рекламой. "Сладкое должно быть на столе в праздник, а не находиться в прямой зависимости от кошелька родителей, иначе нации грозит ожирение", - подчеркивает специалист.

По его словам, культура потребления продовольствия везде зависит от уровня благосостояния, однако у нас она очень заметно отличается от европейской. "Чем выше материальное положение европейца, тем выше уровень его образования и тем грамотнее питание - он сознательно инвестирует в свое здоровье через то, что он ест, - рассуждает г-н Тутельян. - А у нас все наоборот: ежели есть деньги на завтрак, то будем давиться дорогой колбасой с высоким содержанием жиров, а следовало бы поесть овсянки, которая в сотню раз полезнее, к тому же и дешевле".

Как показал опрос, проведенный агентством "Точка роста", москвичи покупают овощи и фрукты в магазинах преимущественно в зимний период. Зимой в сетевой рознице "витамины" приобретают 97,3% опрошенных

Летом в супер- и гипермаркетах овощи и фрукты покупают лишь 29,7%, а 47,6% предпочитают ходить на рынок. Остальные отовариваются в палатках или киосках. "На протяжении многих лет считалось, что фрукты и овощи, купленные на рынке, более свежие, более качественные и безопасные, чем магазинные, - комментирует Роман Шалимов, генеральный директор компании "Точка роста". - Недоверие к овощным магазинам советского образца потребители отчасти перенесли на современную розницу". Между тем 88,5% респондентов считают, что упаковка и марка являются "гарантией качества" овощей и фруктов, 46% покупают в магазинах брендированную продукцию, потому что она "экологически более безопасная и полезная". В целом качество брендированных овощей и фруктов потребители оценили в 4,18 балла из 5, а качество безымянной развесной продукции - в 3,48 балла.

Удачи и приятного аппетита!

Костя Плюшкин
Предыдущий выпуск
Следующий выпуск
Все права защищены законодательством РФ. Полное или частичное воспроизведение в любой форме допускается только с разрешения Агентства WPS.
Federation Internationale des Bureaux d'Extraits de Presse
Москва, 115191, а/я 90, Холодильный пер., д. 3, корпус 1
тел (495) 955-2708/2950, факс (495) 955-2927,