english
russian
Вверх
Карта сайта
Версия для печати
Страница в формате PDF
Расширенный поиск
РУССКИЙ ГАСТРОНОМ
архив
Главная
/
прессДОЗОР
/
Русский гастроном
Март
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
Подписка на
РУССКИЙ ГАСТРОНОМ:
№ 105
24.03.2004
КАКИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ
ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФРУКТОВ СОСТАВЛЯЕТ ЧУТЬ МЕНЕЕ 6 МЛН Т. ОКОЛО ПОЛОВИНЫ ФРУКТОВ ИМПОРТИРУЕТСЯ ИЗ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА, ТО ЕСТЬ ОКОЛО 3 МЛН Т, ВЫРАЩИВАЕТСЯ В РОССИИ

"Абсолютный лидер продаж - бананы, причем за последние два года потребление бананов выросло вдвое, - говорит Владимир Кехман, президент компании JFC, контролирующей 40% российского рынка фруктов. - Сейчас на одного россиянина приходится 4,5-5 кг бананов в год. Житель Восточной Европы за год съедает 8-10 кг. Мы предсказываем рост потребления этого фрукта и увеличим импорт в Россию". Не так давно компания приобрела собственный морской флот, создала автопарк. Для обслуживания растущего рынка JFC планирует вложить в инфраструктуру до $50 млн.

Самый популярный экзотический плод в нашей стране - ананас. На его долю приходится более 70% от общего объема импорта фруктовой экзотики. Наименее известными в России являются питайя, личчи, карамбола, дуриан и рамбутан. Доля экзотических фруктов составляет 3% совокупной стоимости фруктового импорта.

80% всех импортируемых из дальнего зарубежья фруктов попадает на стол потребителю через морской порт Санкт-Петербурга. Остальные 20% приходятся на порт в Новороссийске.

Не менее 11% всех затрат на продуктовые товары у отечественного покупателя приходится на овощи и фрукты. Поданным экспертов, россиянин съедает примерно 34 кг фруктов при рекомендуемой норме около 100 кг в год. Среднестатистический американец потребляет 126 кг, австралиец - 135 кг, китаец - 50 кг.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПЛОДООВОЩНЫХ КОНСЕРВОВ НАХОДИТСЯ В СТАДИИ БУРНОГО РОСТА. ЕСЛИ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД НАИБОЛЕЕ КРУПНЫМИ ИГРОКАМИ НА НЕМ БЫЛИ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ, ТО СЕЙЧАС ЗАМЕТНО АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

По разным оценкам, объем российского рынка плодоовощной консервации достигает порядка 900 млн долл. в год, а ежегодный прирост составляет от 20 до 30%. Есть позиции, где этот показатель значительно выше. В частности, по фруктовым консервам и шампиньонам он достигает порядка 50% в год. Что касается соотношения долей рынка отечественных и иностранных производителей - приводятся весьма противоречивые данные. По мнению ряда экспертов, порядка 80% рынка занимают импортные марки, в том числе из стран ближнего зарубежья, а данные Госкомстата России показывают, что их доля не превышает 37%.

Общий уровень потребления плодоовощных консервов в стране понемногу приближается к пиковому уровню 1990 г. Маркетинговые исследования трейдеров показывают, что сегодня консервированные овощи потребляют 55,3% российских семей, а фрукты - только 16,3%.

Производство плодоовощных консервов не слишком рентабельно - сырье не дешево достается и технологии требуют больших затрат. Но тем не менее оно признается перспективным, хотя желающих вкладывать средства в эту отрасль пока мало.

В рейтинге продаж первое место принадлежит консервированному горошку - 79% семей его потребляет, затем идет кукуруза - 73%. Далее следуют огурцы - 40%, ананасы, грибы и персики. Они занимают до 80% рынка.

До 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось не менее 500 предприятий по производству плодоовощных консервов. Сегодня их около 200, но они набирают силу. В 2003 г. объем производства овощных консервов составил примерно 506 тысяч тонн.

В последнее время произошли значительные изменения и в структуре импорта. Если раньше абсолютными лидерами рынка были Болгария, Венгрия, Польша, то сегодня в лидеры выходят Франция, Испания, Китай.

ПРИМОРСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ КОНСЕРВИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЕЛАЮТ СТАВКУ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ФИШКУ

Местные производители (ООО "Партизанский консервный завод", Приморский крайпотребсоюз) закатывают в тару приморские овощи и фрукты, ориентируясь на тех, кто не приемлет консервантов.

Именно поэтому торговые дома берут на реализацию как импортные белые грибы стоимостью от 600 до 1,5 тыс. руб., так и квашеную капусту на развес по 10-15 руб. за кг. Но зарубежные овощи и фрукты все-таки доминируют на прилавках.

За потребителя "нерусских закусок" - оливок и корнишонов - соревнуются в основном западные компании ("Микадо", "Иберика"), а в нише варений и традиционных огурцов-помидоров - фирмы из стран бывшего Восточного блока и братских республик. Впрочем, россияне стараются подтягиваться.

Один из них, известный как "Нежинская консервация", вышел на новый уровень под торговой маркой "Нежин" благодаря тому, что советской марке придал новое звучание. Теперь огурцы и помидоры позиционируются как старейшая марка домашней консервации на Украине. Придумал свою фишку и "Ратибор" - его варенья изготавливаются по старинным русским рецептам, а в логотип вынесено название компании кириллицей. "Экопрод", чей завод находится в районе Кавказских Минеральных Вод, делает ставку на экологически чистые продукты с предгорий Эльбруса.

Удачи и приятного аппетита!

Костя Плюшкин
Предыдущий выпуск
Следующий выпуск
Все права защищены законодательством РФ. Полное или частичное воспроизведение в любой форме допускается только с разрешения Агентства WPS.
Federation Internationale des Bureaux d'Extraits de Presse
Москва, 115191, а/я 90, Холодильный пер., д. 3, корпус 1
тел (495) 955-2708/2950, факс (495) 955-2927,