english
russian
Вверх
Карта сайта
Версия для печати
Страница в формате PDF
Расширенный поиск
РУССКИЙ ГАСТРОНОМ
архив
Главная
/
прессДОЗОР
/
Русский гастроном
Октябрь
 
 
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
Подписка на
РУССКИЙ ГАСТРОНОМ:
№ 212
15.10.2008
Грядет стагнация в ритейле? Россияне испугались роста цен!
В последние годы торговля успешно развивалась благодаря опережающему росту доходов населения. А вот 2008-й стал камнем преткновения. Ныне даже крупные сетевые магазины ощутили сокращение числа покупателей и уменьшение суммы среднего чека. Хорошо реализуются разве что дешевые продукты

Оказывается, сегодня 82% россиян напуганы ростом цен. Об этом свидетельствуют данные Аналитического центра Юрия Левады. Это на 18% больше, чем год назад. Как следует из опроса, значительная часть россиян и вовсе не считают себя богатыми. 41% опрошенных отнесли себя к группе, которой хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой. Почти треть имеет трудности с покупкой одежды. Еще 12% едва сводят концы с концами.

Между тем инфляционные ожидания россиян серьезно возросли. Росстат зафиксировал подобную тенденцию еще месяц назад. Как оценили эксперты официальные данные Росстата, исходя из его методики расчета, исключающей сезонный фактор, в апреле доходы населения выросли на 1%, а в мае и вовсе не было роста. Отсюда берет начало и тенденция к сокращению кассовой выручки магазинов.

По данном исследовательского холдинга "Ромир", расходы россиян на товары повседневного спроса выросли с апреля 2007 г. по апрель 2008 г. на 25%, а москвичей - на 40%. Сегодня более половины россиян вынуждены тратить на еду около половины своих доходов.

Кто бы мог подумать год назад, что потребление молока будет падать. Но, тем не менее, это происходит. По данным исследовательской компании Nielsen, в нынешнем году продажи молока снизились на 11%. Реализация молока с добавлением сока упала на 18%, кефира - на 14%, а питьевых йогуртов - на 7,5%. Падает и потребление майонеза. По данным "Ромира", год назад в семьях с доходом более 16 тыс. руб. на человека этот продукт покупали 2,5 раза в месяц, сегодня - только два.

Сократилось потребление мучных сладостей. Относительно недорогие пирожные люди еще разбирают. А вот спрос на торты упал, особенно в регионах. Но есть и хорошие новости. С начала этого года на 10-15% выросло потребление баранок и сушек. Стремясь сэкономить, потребители заменяют ими более дорогие лакомства. По данным статистиков, в январе - апреле этого года производство хлеба снизилось на 3,3%. При этом выпуск хлебных "изысков", к примеру, витаминизированного хлеба, упал на 5-10%.

Поползли вверх цены и на колбасные изделия. К салями и сервелатам, подорожавшим в этом году на 5-10%, большинству граждан стало совсем не подступиться. Стал падать спрос и на пельмени. Хотя тут немаловажную роль играет сезонный фактор - летом мясопродукты всегда продаются хуже, чем зимой.

По данным МЭРТа, за первые четыре месяца текущего года овощи в нашей стране подорожали на 41 процент. Лидером в этом списке является капуста (на 83% по сравнению с декабрем 2007г.), морковь выросла в цене на 47%, свекла - на 34 и картофель - на 33%.

Социологи выявили 3 стратегии реагирования на подорожание продуктов. Первая - сокращение потребления и отказ от некоторых продуктов, объясняет Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМ. Так поступают 35% россиян - в основном пенсионеры и бюджетники.

Вторая стратегия - отказ от некоторых продуктов и переключение на более дешевые места покупок. Такие потребители стали тратить больше времени на покупки - к примеру, чаще пользоваться дискаунтерами и магазинами экономкласса, а не "магазинами у дома", где цены выше. Так среагировали на подорожание жизни семьи, состоящие более чем из двух человек, особенно если в них есть несовершеннолетние дети. Доля магазинов экономкласса ("Пятерочка", "Дикси", "Копейка" и проч.) выросла почти вдвое - с 6% в 2006 г. до 10% в 2007 г., по данным исследовательской компании "ГФК-Русь", в течение предыдущих двух лет доля этих магазинов не менялась.

Менее трети не меняют стиля потребления, рассчитывая увеличить доход. Последнюю стратегию выбирают молодые и ориентированные на карьеру россияне.

С теоретической точки зрения, высокая инфляция не всегда хорошо сказывается на торговле. "Повышение цен на продукты заставляет потребителя переключаться на более дешевые товары, например, вместо молока покупать молочный напиток. Потребитель начинает покупать меньше товаров по более высоким ценам - падает рентабельность торговых точек, - рассуждает Дмитрий Уголков, директор отдела макроэкономического анализа и информации инвестиционно-банковской группы CiG.

Благодаря давлению розничных сетей сдерживается повышение цен производителями - сети торгуются за каждый процентный пункт повышения. "Наша ценовая политика за последние полгода не менялась, - подтверждает Евгений Колывагин, директор департамента маркетинга группы компаний "Дикси". - При этом в розничном ценообразовании мы ориентируемся в первую очередь на конъюнктуру рынка, то есть на уровень цен у конкурентов, который постоянно мониторится нашими специалистами. Повышение отпускных цен нашими поставщиками, безусловно, важный фактор, но он не является главным основанием для изменения нами розничной цены, если мониторинг цен на рынке не показывает их изменения у других участников рынка. За последние полгода розничные цены в наших магазинах изменились в среднем на 5,9%, за это же время наши поставщики повысили отпускные цены в среднем на 6,2%".

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) представила данные о доходах и расходах россиян в прошедшем июне и в целом за первую половину 2008 года. По сравнению с 2007 годом доходы россиян заметно увеличились, однако расходы выросли еще больше

В Росстате выяснили: в июне совокупные денежные доходы населения составили 2189,7 млрд рублей, что на 434,1 млрд. больше, чем в 2007-м. Полугодовой доход составил 11519,5 млрд рублей, что на 2272,3 млрд больше прошлогодних показателей. Впечатляют и расходы. В нынешнем июне они составили 2139,7 млрд рублей, а в прошлом - 1665,6 млрд Разница - 474,1 млрд.

Любопытный момент - динамика трат. В июне 2007-го доходы превысили расходы на 90 млрд, а в нынешнем - только на 50 млрд. Напрашивается вывод: доходы россиян не успевают за их тратами. Это подтверждают и полугодовые показатели. Если в 2007-м доходы на 144,6 млрд рублей превысили расходы, то за эти полгода динамика оказалась отрицательной: расходы на 20,1 млрд превзошли доходы.

Общероссийская тенденция немедленно отразилась и на покупательной способности населения. В нынешнем году россияне стали покупать больше непродовольственных товаров - одежды, электроники и.д. Однако потребление большинства продуктов питания заметно сократилось. В плюсе оказались только говядина, мороженая рыба и сахарный песок, тогда как молоко, яйца, подсолнечное и сливочное масло, маргарин, овощи, крупы и хлеб ушли в минус.

"На рост номинальных расходов повлияла инфляция, - заявила ведущий эксперт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Наталья Волчкова. - Она же дала и другой немаловажный эффект - обесценивание сбережений. У россиян усилилось желание потратить доходы и сбережения здесь и сейчас, не откладывая их на завтра".

В период с 2008 по 2017 год в мире произойдет резкий скачок цен на продовольствие, которое в среднем подорожает на 50%. Этот вывод содержится в совместном глобальном докладе о перспективах сельского хозяйства Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН. Не обойдет глобальное подорожание и Россию

В докладе эксперты ОЭСР и Организации по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО) ООН прогнозируют: цены на зерновые культуры останутся на повышенном уровне на протяжении следующего десятилетия из-за фундаментальных перемен в спросе. Правда, с нынешних рекордных высот цены, вероятно, снизятся. Главными виновниками продуктового кризиса эксперты считают высокие цены на нефть, рост потребления, урбанизацию и рост населения, а также порочную практику производства биоэтанола (прежде всего из кукурузы), спекуляции и ухудшение климата.

Нынешний скачок цен на зерно и продукты питания был обусловлен засухами, поэтому эксперты ООН прогнозируют некоторое снижение цен после ситабилизации урожаев. "Мы все-таки надеемся, что они носят временный характер", - отметил генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа, говоря о возможных последствиях продолжающихся изменений климата для сельскохозяйственного производства.

ООН выделила 22 наиболее пострадавшие от этих факторов страны мира, из них 18 - африканские, которые переживают хронический голод и сильно зависят от импорта нефти, а также завозят основные виды зерновых - рис, пшеницу и кукурузу для внутреннего потребления. В Африке это, прежде всего, Эритрея, Нигер и Коморские острова. В качестве контрмеры от повышения цен на продовольствие эксперты предлагают стимулировать сельскохозяйственное производство в беднейших государствах, проанализировать зависимость сокращения запасов питьевой воды от изменения климата на планете, развивать производство генно-модифицированных продуктов.

По мнению экспертов ООН, хотя рост цен замедлится, средняя стоимость большинства сельскохозяйственных товаров в последующие 10 лет будет выше, чем в предыдущее десятилетие: говядина и свинина подорожают на 20%, сахар - на 30%, пшеница, кукуруза и сухое молоко - на 40-60%, масляничные культуры - более чем на 60%, растительное масло - более чем на 80%.

В России за первый квартал этого года темпы прироста цен на продукты питания составили 6,4% против 1,8% в Европе. По данным Росстата, за январь-апрель рост цен на муку и отдельные виды хлеба минимум вдвое превысил общую инфляцию. Мука подорожала за четыре месяца на 17,5%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный - на 15,3%, хлеб из пшеничной муки, вермишель, макаронные изделия из муки высшего сорта, манная крупа и пшено - на 14,3-22%. Также в апреле почти вдвое возросли темпы прироста цен на подсолнечное масло - до 8,6% против 4,6% в марте. "По итогам 2008 года инфляция будет не меньше, чем в прошлом году, то есть на уровне 12%, однако цены на продукты вырастут еще больше - на 15-20%", - считает аналитик "Финам" Александр Осин. По его словам, общее подорожание продовольствия во втором полугодии, возможно, будет даже больше, чем в начале года. Отчасти это связано с тем, что компании сдерживали рост цен в преддверии мартовских выборов, а теперь этот ограничитель не действует. Но основную роль в будущем росте цен сыграют фундаментальные факторы. "Сейчас правительство ослабило контроль над ценами и тарифами, и это отзывается ростом продовольственных цен. Но в долгосрочной перспективе необходимы меры стимулирования сельхозпроизводства и предложения продовольствия на рынке", - отметил аналитик.

"Стратегически необходимо ориентироваться на то, что продовольствие будет дорожать, так как к этому есть объективные предпосылки, в том числе повышенный спрос в развивающихся экономиках, востребованность биотоплива и политика ЕС, направленная на ограничение субсидий фермерам", - считает аналитик ФБК Игорь Николаев. Однако, по его мнению, совершенно неправильно в качестве причины российских проблем называть только внешние факторы, тем самым придумывая ложную отговорку-оправдание для неэффективной экономической политики правительства. "Рост цен на продовольствие в России предопределяется, прежде всего, внутренними, а не внешними факторами. Например, цены на овощи выросли за первый квартал 2008 года в ЕС на 1,2%, а у нас - на 23,5%. Как же мы умудряемся импортировать инфляцию, что она у нас оказывается в 20 раз выше?!" - возмущается Николаев. По его мнению, в непропорциональном приросте цен на продовольствие виновата "совершенно неэффективная антиинфляционная политика, отсутствие гибкости при формировании таможенных пошлин, неверные решения об ускоренной индексации тарифов естественных монополий". "В этом году скачкообразного роста цен на продовольствие не будет, но в целом оно подорожает на 20% при общей инфляции не менее чем в 14%. И это тревожно, так как для беднейших слоев населения инфляция составит тоже примерно 20%", - заявил Николаев. По его прогнозу, "возможно, только летом по молоку не будет сильного роста", но осенью и особенно ближе к зиме рост цен ускорится, так как производители уже начнут закладывать в себестоимость производства, увеличивающиеся с 1 января 2009 года издержки на электроэнергию, газ и т.д. "Это будет не просто резкий скачок, а распределенный по времени рост цен", - предупредил аналитик.

На 80% вырастут в ближайшие 10 лет цены на растительное масло, на 60% - на сливочное масло, на 40-60% - на зерновые, кукурузу и сухое молоко, на 30% - на сахар, на 20% - на мясо

Такие прогнозы опубликовали ОЭСР и ФАО.

Удачи и приятного аппетита!

Костя Плюшкин
Предыдущий выпуск
Следующий выпуск
Все права защищены законодательством РФ. Полное или частичное воспроизведение в любой форме допускается только с разрешения Агентства WPS.
Federation Internationale des Bureaux d'Extraits de Presse
Москва, 115191, а/я 90, Холодильный пер., д. 3, корпус 1
тел (495) 955-2708/2950, факс (495) 955-2927,