english
russian
Вверх
Карта сайта
Версия для печати
Страница в формате PDF
Расширенный поиск
ГОРЯЧАЯ ТОЧКА
архив
Главная
/
прессДОЗОР
/
Горячая точка
Декабрь
 
 
 
 
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Подпишитесь на
ГОРЯЧУЮ ТОЧКУ:
№ 131
22.12.2000
Плюсы и минусы военного бюджета
Финансовый план страны по-прежнему не удовлетворяет потребности обороны

В принятом 15 декабря Государственной Думой РФ в четвертом, окончательном чтении проекте бюджета на 2001 год расходы на оборону запланированы в размере 218 млрд 924 млн рублей, что составит около 2,8% от ВВП. Вместе с отсутствующими в разделе "национальная оборона" другими расходами (покупка государственных жилищных сертификатов, дополнительные доходы государства и т.п.) общий объем военного бюджета может подняться до 250 млрд рублей, что составляет более 3 % от ВВП. Это больше уровня военных расходов, которые были запланированы на 2000 год.

Министр обороны России маршал РФ Игорь Сергеев, посещая Госдуму 20 декабря, сказал, что удовлетворен военным бюджетом на 2001 год. "Военный бюджет 2001 года, составляющий 3,2 процента от внутреннего валового продукта, характеризуется самым высоким уровнем", - отметил Игорь Сергеев. "Теперь главное - как им распорядится эффективно, на крайне необходимые нужды с учетом перспективы развития Вооруженных Сил, на основе принятых решений Совета Безопасности и планов строительства армии и флота", - сказал министр.

Между тем вряд ли можно согласиться с министром обороны, что цифра в 3,2% от ВВП - это "самый высокий уровень". По указам Президента РФ, во-первых, на оборону необходимо тратить не менее 3,5% от ВВП. Во-вторых, до 1997 года расходы на оборону в РФ составляли от 11% от ВВП в 1992 году до 3,8% в 1997 году. Лишь с приходом в военное ведомство Игоря Сергеева доля военных расходов от ВВП в 1998-1999 гг.

составила в РФ около 2,7%.

Казалось бы, в будущем году расходы на национальную оборону подрастут почти на 45%. Однако новая цифра расходов на оборону, если ее окончательно утвердят, составит всего чуть более 7 млрд долларов США. Это по-прежнему крайне низкий уровень. Если деньги на содержание армии в бюджете

предусмотрены в полном размере, то на закупки боевой техники и НИОКР их явно недостаточно. Статьи расходов оборонно-промышленного комплекса в бюджете-2001 засекречены. Однако, по отзывам экспертов, они невелики. Как

отмечает депутат Госдумы РФ Юрий Маслюков, соотношение текущих расходов к расходам на техническое оснащение армии в будущем году составит 7:1. (В военном бюджете США 1:2).

По данным Генштаба, сегодня общие долги военному ведомству составляют более 60 млрд руб. Это почти 30% от суммы военного бюджета на 2001 год. Эти долги будут наконец-то погашены правительством. Однако это вряд ли улучшит боевые возможности армии. За 8 последних лет осуществлялись лишь единичные закупки вооружений (около 6 % от всех расходов на оборону; в странах же НАТО на это идет как минимум 20% плюс столько же - на боевую подготовку), а в основном деньги армией попросту проедались (то есть шли на денежное довольствие военнослужащих, продпайки, обмундирование и т.п.; в государствах НАТО на это определено 25-27% от военного бюджета).

На сегодняшний день доля новых образцов военной техники составляет в ВС РФ всего около 15-20 процентов. В странах НАТО - 60-70%. В Российской армии в единичных экземплярах имеются вертолеты нового поколения КА-52, танки Т-90, тепловизоры, РЛС ближнего боя, радиостанции с закрытой связью и т.п. За время, прошедшее после развала СССР, в России не закуплено ни одного военно-транспортного самолет. В основном средства в ВС РФ тратятся на ремонт и модификации старых типов вооружений и военной техники (ВВТ).

По замыслу реформаторов, сокращение войск позволит только к 2005 году удвоить, а к 2010 году - утроить объем финансирования на каждого военнослужащего, поскольку относительные размеры расходов на национальную оборону уменьшаться не будут. Таким образом, планируется дополнительно изыскать финансовые средства на закупку современных ВВТ.

Между тем шагом вперед в бюджете на 2001 год стало то, что Госдума сняла гриф секретности с некоторых статей военных расходов. По этому поводу председатель думского Комитета по обороне Андрей Николаев заявил, что "снятие секретности с военных статей бюджета-2001 - первый значительный шаг в установлении гражданского контроля над Вооруженными Силами". Парламентарий назвал "анахронизмом" положение, когда Россия знала военный бюджет лишь по четырем позициям, в то время как в ООН он направлялся по 23 позициям. "Наконец-то нам удалось добиться, чтобы каждый российский налогоплательщик мог узнать, на что же идут его деньги", - отметил председатель Комитета. Он подчеркнул, что снятие грифа секретности произошло благодаря "хорошо налаженным деловым отношениям парламентариев с администрацией президента, правительством и Министерством обороны".

Андрей Николаев назвал суммы государственных ассигнований на военные нужды на будущий год по следующим рассекреченным статьям расходов:

- центральные органы военного управления - 912 миллионов рублей;

- обеспечение личного состава войск - 91,6 миллиардов рублей; (В том числе на обеспечение денежного довольствия

военнослужащих и содержание гражданского персонала - свыше

62,5 млрд рублей, на продовольственное обеспечение - 17 млрд, на вещевое - 3,6 млрд рублей. Около 3 млрд рублей предусмотрено в качестве отпускных и лечебных для военнослужащих и членов их семей, 1,4 млрд рублей - на

льготы и компенсации военнослужащим);

- боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск - 37,51 миллиардов рублей (в том числе, на квартирно-эксплуатационные расходы -15,9 млрд рублей, оплату и хранение спецтоплива и горючего - 12,0 млрд руб., транспортное обеспечение - 5,7 млрд руб., содержание, эксплуатацию и ремонт имущества и объектов - 1,8 млрд руб., прочие расходы - 1,9 млрд руб.);

- ведомственные расходы в области образования и здравоохранения - 2,15 миллиардов рублей;

- страховые гарантии военнослужащим - 1,5 миллиарда рублей.

Кроме того в новом бюджете предполагается также направить 6,8 млрд рублей на оборону из дополнительных доходов государства, а к 1 января 2001 года погасить многолетние долги по оборонзаказу (50 млрд рублей).

Таким образом, в структуре расходов на оборону затраты на обеспечение войск составят более 50%. Однако это не значит, что материальное положение военнослужащих значительно улучшится. В 2001 году бюджетом не предусмотрено увеличение денежного довольствия военнослужащих. С 1 января вводится подоходный налог, а с 1 апреля отменяются льготы по оплате жилья и других коммунальных услуг. Как будут выплачиваться введенные взамен их денежные компенсации - неизвестно. Хотя в бюджете страны на эти цели выделено 8 млрд рублей. Однако никто не знает, хватит ли этих денег, чтобы финансово обеспечить ликвидацию льгот для офицеров и прапорщиков.

Соб. обозреватель WPS
Все права защищены законодательством РФ. Полное или частичное воспроизведение в любой форме допускается только с разрешения Агентства WPS.
Federation Internationale des Bureaux d'Extraits de Presse
Москва, 115191, а/я 90, Холодильный пер., д. 3, корпус 1
тел (495) 955-2708/2950, факс (495) 955-2927,